***
Окрестности Кургана, сумерки. Мы сидим с мужем в машине, как нахохлившиеся воробьи, прижались друг к другу и молчим. Машина стоит на стоянке у большого склада, кругом фуры, фуры, фуры – казахстанские водители везут в них овец, тоже остановились отдохнуть. Снаружи у правой дверцы нашей "Приоры"-хетчбэка - маленького пристанища в этом галдяще-блеющем полумраке - стоит сложенная коляска мужа. Внутри нет для нее места, потому что ночуем здесь же в спальных мешках.
- Эка нас занесло, - вырывается у мужа. – …Как думаешь, мы правильно делаем? Уңырбыҙмы, туңырбыҙмы?
У меня в голове тот же вопрос. Что нас ждёт? Не сумасбродство ли это – довериться внутреннему зову и выехать за 2,5 тыс км после одного-единственного звонка? Вздыхаю и признаюсь:
- Не знаю.
…А потом мы подкрепились домашними припасами, выспались, и на рассвете вчерашних удрученных воробушков было не узнать – бодрые и свежие, в густом-прегустом тумане по извилистой трассе выехали в сторону Омска.
Путь предстоял неблизкий - Алтай, Барнаул.
***
Тут не обойтись без небольшой предыстории. У моего мужа травма спинного мозга на уровне шейных позвонков. Шея выше плеч, а значит, руки тоже в полной мере не слушаются. Потому за рулём едет еще зелёный и весьма пугливый новичок в лице меня, жены. Другие варианты транспорта отмели, так как в быту шейников свои нюансы, которые не можем не учитывать.
В Барнауле живёт и работает врач Евгений Пожаров, опытный андролог, прошедший стажировку во Франции. Его имя встретилось нам случайно, ребята с аналогичной травмой писали, что этот доктор в силах помочь.
Нашли сайт его частной клиники, номер телефона. Вряд ли разговор занял больше 5-и минут. Пожаров ничего не обещал, напоследок коротко бросил: "По телефону не лечу, приезжайте".
- На всё воля божья, - решили мы после некоторых колебаний. - Посмотрим, как всё сложится…
***
Наверняка и вам такое знакомо: случаются в жизни моменты, когда человека словно подхватывает поток и бережно несёт по волнам, остаётся только довериться.
Всё завертелось само собой.
На работе мне дали отпуск. Проворно и без загвоздок перевезли заготовленное сено. Родственники и друзья сначала принялись отговаривать, предлагать сопровождение, а потом приняли деятельное участие в подготовке к нашему маршруту. Одни дали атлас российских дорог, другие - навигатор, не очень, правда, понятную штуку (смартфоны с кучей приложений едва начинали победное шествие), третьи добавили долгоиграющих съестных припасов. Племянница, бывалый турист, прислала спальные мешки, фотоаппарат, а еще ноутбук и Интернет-флешку, чтобы мы выходили на связь через Скайп. Я волновалась, делясь планами со своими родителями: путь далёк, для них я всё еще дитя, а папа, похоже, и вовсе считает потенциальным участником ДТП. Они держались что было сил, и без слов всучили сумму, которую копили на крупную покупку. Сын, смышленый и любимый наш мальчуган, оставался в надежных руках, дома с моей свекровью.
Перед серьезным испытанием нашу новенькую "Приору" самым придирчивым образом осмотрели в автосалоне. Один из родственников, водитель-профи, добавил еще одно колесо-запаску. Убрали спинки задних сидений, накинули туристические пенки и одеяла с парой небольших подушек - получился удобный топчан. Домкрат, самые ходовые инструменты – кажется, всё под рукой.
И настал день, когда сын и свекровь долго-долго махали нам вслед...
***
Проехали Магнитогорск, Пласт, Южноуральск, и, наконец, к вечеру въехали в Курганскую область. Усталости ещё нет, едем с редкими остановками. Оглушающее обилие огромных машин с непривычки пугает, потом приноравливаешься.
Пусть ты совсем маленькая неопытная рыбка, свято помни о ПДД, пересиль страх – и тебе найдётся место среди этих крупных рыбин.
Сначала я жутко боялась обгонять здоровяки-фуры, потом стало понятно – или обгоняешь, или плетешься за вереницей. Начали замечать удобные моменты и с ревом обгонять иногда по две фуры подряд, на полном ходу переключаясь с 5-й скорости на 4-ю, чтобы хватило мощности двигателя.
После психологически переломного вечера близ Кургана дорога стала даваться легче. На курганских дорогах не разгонишься, дальше трасса стала гораздо ровнее и потихоньку выработалась крейсерская скорость в 110 км/ч.
***
В Омск можно было ехать через Тюмень, но мы выбрали более прямую дорогу – через Петухово и Петропавловск. Для этого предстояло пересечь российско-казахстанскую границу. Вот и очередь к таможенному пункту в Петухово с полусотней фур. Для легковушек образовался небольшой зазор, в который удалось зарулить.
Терминал, тщательный досмотр, вопросы: «Почему ваш муж не выходит из машины?» Объясняю. Подходят к нему сами с фотоаппаратом.
Святая простота, мы даже не знали, что в границах Казахстана оформляют специальную страховку для машины. При этом пару раз останавливались и спрашивали дорогу у местных полицейских. Те привечали доброжелательно, объясняли нужное.
Местные дороги запомнились изобилием старых немецких легковых авто и аккуратно засеянными полями. Шла уборка зерновых, наряду с новой техникой урожай возили старенькие советские газоны.
***
В этот день пересекли вторую границу, и, когда глаза начали слепить фары встречных фур, я выдохнула: "Дальше ехать не могу". Остановились на огороженной территории придорожного кемпинга чуть не доезжая до Омска. В иных кафе и кемпингах кипяток дают бесплатно, где-то за деньги. Заполучили кипяток, помылись, поели, жить стало веселее).
Нырнули в спальные мешки, надвинули шапки по самые брови и мгновенно уснули. Проснулись от холода – ночью ударили заморозки, машина покрылась изморозью. Чем хороша отечественная "Приора": при заводке не нужно выжимать сцепление, достаточно повернуть ключ зажигания. Охраняя мой сон, муж раза три за ночь заводил машину, доводя температуру в салоне до приемлемой.
На рассвете – бррр! – было неприятно касаться заиндевевшей коляски и ручек машины. Без этого никак: чтобы пересесть на переднее сиденье, надо сесть на коляску, и только после этого на штурманское место. Задвигались-зашуршали и выехали.
Не заметив в потоке машин поворот на объездную дорогу, вслед за автобусом едва не заехали в центр города. Благодаря бодреньким омским бабушкам на остановке вовремя исправились.
И началась самая распрекрасная трасса, которую нам доводилось видеть! Широкая, абсолютно ровная, очень удобная, несмотря на несколько ремонтируемых участков. Едешь, как по самолетной полосе. Главное, не поддаться иллюзии, когда марево над нагретым асфальтом размывает четкий контур встречного авто и его легко можно не заметить, примечая лишь фуру на дальнем фоне.
***
Угрюмый навигатор пока так и не ожил, лишь показывал, где сейчас едем. Места кругом болотистые, видимо, поэтому съездов с дороги практически нет. Иногда параллельно автодороге мелькают железнодорожные пути. Взгляд невольно выхватывает огромных стальных монстров – высоковольтные столбы линий электропередач.
На этом отрезке изрядно удивил один жигулёнок. Муж заметил, что сзади на большой скорости приближается авто с горящими фарами. Каково же было наше изумление, когда нас, ехавших на скорости около 120 км/ч, резво и непринужденно обогнала …белая "копейка". И умчалась прочь). Видимо, дело рук местного кулибина.
Останавливаемся заправиться. Трасса оживленная, а место глухое. Хотим здесь же перекусить, однако обстановка резко меняется: отъезжают 3-4 фуры одной фирмы, мы остаёмся один на один с мутной компанией легковушек. Шальные глаза, шаги в нашу сторону, чувство угрозы сгущается, внутри нарастает тревога. Остатки еды спешно кидаем собакам, давлю на газ, шепча "Приоре": "Малышка, не подведи". Две машины с визгом выехали следом, отстали километров через 25-30.
Движемся дальше – вдруг едущие впереди начинают сбрасывать скорость и останавливаться. Причиной тому оказались солидного вида парни в черном, точь-в-точь как из фильма "Матрица" или боевика в агентами ФБР.
Подчиняясь общим действиям водителей, мы остановились у обочины. Спустя секунду подскочил один из "агентов", и, бормоча на непонятном языке, через открытое окно закинул на колени мужа золотой перстень. Я быстро среагировала, поймав перстень чуть ли не на лету и выбросив обратно, мой штурман как можно скорее закрыл окно. Хорошо, что двери заранее были заблокированы. "Агент" активно жестикулировал и пытался оторвать нам ручку двери), я вырулила на дорогу, как и несколько других водителей, смекнувших, в чем дело.
Как позже выяснилось, то орудовала одна из групп румынских цыган. Хвала хранившим силам, уловки удалось избежать.
***
В Новосибирск приехали в 5 часов дня в пятницу. Час пик, движение бурлит, на шестиполосной дороге не соблюдают дистанцию, кругом одни иномарки и все едут впритирку.
- Новосиб – город без бамперов, - вслух вспоминаю вычитанную на автофоруме характеристику.
Выезжали из города-миллионника пять часов. До этого при въезде на одной из заправок попросили у сотрудника помощи в настройке навигатора – и, о чудо, он заработал, правда, толку пока увидели немного: в столь плотном потоке соблюсти рекомендации прибора было невозможно. Осторожно двигались километр за километром, трижды проезжали мимо столкнувшихся автомобилей, одна из аварий случилась на наших глазах: на легковое авто наехал КАМаз. От близкого громкого скрежета и лязга сердце ушло в пятки. Чувство голода позабыто напрочь, цель одна – благополучно выехать из города.
Догорал закат, когда мы продолжали путь по загородной трассе. Указатели в сторону Бердска, Искитима…. А мы всё едем, едем. Вспоминаем указатель, увиденный в Новосибирске - "Расстояние до Читы – 2800 км", изумляемся – ещё около 3000 км! Насколько же необъятна наша страна!..
На третий привал далеко за полночь остановились на охраняемой территории отеля "Грань Алтая". Сторож на умеренную плату предоставил место, я заскочила с термосом за кипятком в отель, сибиряки встречали с дружеским расположением.
- Устали, как собаки, - покачал головой муж, вспоминая превратности дня.
Мало сил на обмен впечатлениями, на сердце только тихая бесконечная признательность Всевышнему за то, что хранит и оберегает.
Ярко-ярко светили звезды, сентябрьская ночь снова наслала сильные заморозки. И снова нас заботливо согревала Приора, не дала двум чудакам-путникам замерзнуть.
***
Утро. Лишь только наберешь скорость – утыкаешься в армейские колонны, обгонишь одну группу, спотыкаешься о следующую. Перед надписью "Барнаул" вбили в навигатор адрес клиники, попетляли по городу и вскоре оказались у входа. Наша машина скромно притулилась на стоянке, где выстроились роскошные иномарки.
Остановились, огляделись. То странное ощущение, когда ты на пороге цели и внезапно оробел.
Я поднялась к доктору на второй этаж. Чувствую, что решимость моя слабеет, хотя до этого ехала, как маленький танк… что дальше?
Стильный интерьер процветающей клиники, в очередях, на ресепшн – всюду мужчины. Он у себя в кабинете, несмотря на субботний день.
- Здравствуйте, Евгений Александрович, мы вам звонили. Приехали из Башкирии.
Пара вопросов и лаконичное: "Найдете, где остановиться – звоните".
Благодаря предварительным виртуальным знакомствам с двумя местными парнями, Сашей Белоусовым и Женей Леонгардтом, мы довольно быстро нашли подходящий вариант жилья, квартиру-пристройку с отдельным входом в частном секторе на окраине города.
Приехавший наутро доктор не стал скрывать удивления:
- Порой из соседних городов затрудняются приехать, а вы на машине за две с половиной тысячи километров… На этой "Приоре"? Правда? – переспрашивал он несколько раз, обходя нашу лошадку отечественного производства.
Забегая наперед, скажу: отдадим машине должное – ни разу на том пути не подкачала, не запросила ремонта. Вела себя как ловкий верный конь, по ночам превращаясь в защищенный уютный домик-палатку. Я с благодарностью гладила сине-серо-зеленые гладкие бока, разговаривала с машиной, как с разумным живым существом...
Окончание в следующем посте).